Будет ли продлена программа льготного автокредитования на 2016 год?

10 марта 2015
Просмотров: 2374

Государственная программа льготного автокредитования — программа, направленная на поддержку российского автопрома. Она была разработана в кризисном 2009 году в целях стимулирования сбыта автомобилей и поддержания автопроизводителей.

Ключи от автомобиля

Описание программы льготного автокредитования

Сущность программы заключалась в субсидировании части процентных ставок по автокредитам для населения. Льготный государственный кредит получался выгоднее для заемщика на 5,3%.

Государством субсидировалось 2/3 процентной ставки рефинансирования ЦБ РФ, которая составляла на период действия программы 8,25%. С учетом того, что средние процентные ставки по кредитам варьировались в пределах 14-18%, покупку автомобиля в кредит на льготных условиях можно было оформить со ставкой 8-13%. Такие выгодные условия предоставлялись исключительно физическим лицам.

Срок действия программы государственной поддержки льготного автокредитования первоначально был установлен в пределах с 2009 по 2011 года. За это время она приобрела большую популярность среди россиян. За два года было выдано более 300 тыс. льготных кредитов.

Заключение сделки о льготном автокредитованииПри этом программа версии 2009 года имела целый ряд ограничений: максимальная сумма кредита составляла до 350 тыс. р. а приобрести можно было только автомобили, произведенные АВТОВАЗом. В дальнейшем эти недостатки были устранены.

В 2013 году было принято решение о продлении программы на 2013-2014 годы. В перечне автомобилей, попадающих под льготный автокредит, было представлено 50 моделей. В список были включены автомобили таких марок, как Лада, Фиат, Шевроле, Рено, Шкода, Хендай, УАЗ, Киа, Тагаз и прочие, но исключительно российской сборки.

Максимальная стоимость машины должна была находиться в пределах 750 тыс.р. а масса — не превышать 3,5 т. Автокредиты выдавались исключительно в рублях, на максимальный срок 36 месяцев и при условии первоначального взноса 15%.

Приобрести машину с использованием программы кредитования можно было непосредственно в салоне при участии ограниченного числа банков. В число ответственных за льготное кредитование входили такие известные финансовые организации, как Сбербанк, ВТБ 24, Газпромбанк, УралСиб, Россельхозбанк и другие.

Стоит отметить, что не только потребители оказались в плюсе от льготных кредитов. Государство также выиграло от реализации программы. Так, в 2013 году на субсидирование ставок было потрачено 8,6 млрд р. а обратно в виде налогов получено — 28 млрд р. Предполагалось, что программа будет действовать до апреля 2014 года, но правительство сочло это нецелесообразным. В конце 2013 года было принято решение о досрочном сворачивании льготного автокредитования.

Продлят ли программу на 2015 год?

На необходимость продления действия программы регулярно указывают автодилеры и производители. Обсуждается данная идея и в правительственных кругах.

Процентная ставка автокредитаПротивниками продления программы выдвигаются следующие аргументы в пользу ее неэффективности:

  1. В прежних условиях, когда государство субсидировало ставки по автокредитам, банки повышали их. Таким образом, банки больше выигрывали от программы, чем государство.
  2. Высокая ставка рефинансирования ЦБ РФ, которая была установлена для поддержания курса рубля. Тогда отмечалось, что к обсуждению вопроса субсидирования процентной ставки правительство вернется только после снижения ставки регулятором (в конце января она была снижена на 2 п.п. до 15%).
  3. Высокая закредитованность населения (до 80% россиян имеют невыплаченные кредиты), что ставит под сомнение их способность выполнять новые кредитные обязательства. Усугубляется данная ситуация падением доходов населения в сложных экономических условиях, ростом безработицы.

Сторонники продления отмечают, что программа государственной поддержки российского авторынка путем льготного автокредитования способна позитивно повлиять на продажи и выровнять кризисную ситуацию.

Если в январе 2015 года было принято решение о том, что продление программы не имеет смысла, то уже к концу февраля стало понятно, что без господдержки автопрому не в силах пережить тяжелейший кризис последних лет. По прогнозам специалистов, только за февраль падение продаж автомобилей может составить до 35-45%. А согласно расчетам Ассоциации европейского бизнеса, российский авторынок в 2015 году «просядет» на 24%.

Основные причины такого критического положения: рост цен на автомобили как следствие девальвации рубля и снижение доступности кредитов. Сейчас средние ставки по автокредитам составляют 24% (от 19 до 30%). На таких условиях оформить займы стремится ограниченный круг заемщиков. Это подтверждает статистика: если в 2014 году с использованием заемных средств продавалось до 47% автомобилей, то в январе — всего около 8%.

Без снижения процентных ставок рассчитывать на восстановление продаж автомобилей не приходится.

Ведь именно автокредиты являлись ключевым драйвером спроса на авто в последние годы. Ранее до 30-40% займов на покупку машин выдавались по программе льготного кредитования.

В 2014 году банки выдали на 22% меньше автокредитов, чем годом ранее. При этом сократились и совокупные продажи на рынке.

Направления государственной поддержки автокредитования в 2015 году

Обсуждение условий автокредитаМинпромторг обсуждает внедрение двух направлений поддержки: это ставшее привычным субсидирование ставок по автокредитам и льготный автолизинг со сниженными ставками. По оценкам экспертов, две указанные программы позволят дополнительно продать до 250 тыс. автомобилей. Это весьма внушительная цифра с учетом нынешних низких продаж на российском рынке.

По данным РБК, всего в рамках программы субсидирования процентных ставок может быть выдано более 200 тыс. автокредитов на срок до 3 лет. Предполагается, что максимальная стоимость авто, на которую можно будет направить заемные средства, составит 1-1,2 млн р. Ставка по автокредитам в результате субсидирования должна будет составить 15%.

Льготные условия автолизинга должны появиться на российском рынке благодаря докапитализации Государственной транспортной лизинговой компании. По итогам 2014 — начала 2015 года, рынок лизинга также пережил падение из-за роста процентных ставок, ужесточения требований к лизингополучателям, а также падения платежеспособного спроса. Предполагается, что в рамках господдержки государство предоставит субсидии по ставкам на 10 тыс. договоров операционного лизинга.

Проблема состоит в том, что лизинг остается непонятным для населения и дополнительно требует популяризации и разъяснения его условий. Тогда как льготная государственная программа автокредитования уже сумела доказать свою эффективность, а ее механизм привычен для россиян.

Наряду с программой господдержки льготного автокредитования будет продолжать действовать инструмент утилизации. На программу утилизации автомобилей правительство выделило 10 млрд р. на 2015 год. Она позволит усилить позитивный эффект от ее реализации.

Ранее большая часть автовладельцев, сдавая старое авто по утилизации, приобретала новое — в кредит. Сейчас без доступных автокредитов она не имеет какого-либо значимого положительного эффекта для рынка.

Таким образом, у автолюбителей появилась надежда на то, что льготные автокредиты вновь появятся на российском рынке. Предполагается, что меры государственной поддержки могут быть возобновлены в апреле 2015 года и будут действовать полгода: в течение второго и третьего квартала.

Но пока основным барьером для возобновления программы остается вопрос: где взять деньги на ее реализацию в условиях падения бюджетных доходов. По различным оценкам, она потребует как минимум 10 млрд р. на полгода, и еще до 4-5 млрд р. потребуется для поддержки лизинга.

Автор:
Оцените статью:
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (Нет голосов)
Загрузка...
КОММЕНТАРИИ